Врач должен говорить простым понятным языком

– Сейчас человеку, чтобы быть успешным, важно следить за собственным здоровьем. А у вас есть собственный план здоровья?

 

– План здоровья должен быть у любого человека, и я не являюсь исключением. Но я больше характеризовал его некими жизнен- ными принципами. Все дело в том, что когда человек любит жить, когда он получает удовольствие от того, что он делает, когда он любит свою семью, то он считает себя счастливым человеком. Все это невозможно без того, чтобы быть здоровым, но не потому, что так модно говорить, а потому, что ты понимаешь, что вот он – момент счастья, который может быть нарушен. Честно могу сказать, что это осознание пришло благодаря одному из острых заболеваний (не у меня и не в моей семье), после которого пришлось задуматься о происходящем
с его здоровьем. Теперь в обязательном порядке вся наша семья обследуется у нашего семейного доктора: сдаем анализы каждый промежуток времени, проходим какие-то необходимые процедуры. И детям прививаем как хорошую привычку – следить за своим здоровьем.

 

В современном обществе мы видим картину, когда в приоритете у человека до- рогостоящие покупки и путешествия, а здоровье по остаточному принципу. И эта модель поведения формируется с помощью СМИ, а профилактика здоровья и состояние зубов, в частности, не затрагивается ими.

 

– Две проблемы, на мой взгляд. Первая проблема – это действительно некая недоинформированность. И это недоработка именно СМИ. Когда вы говорите «айфоны, машины, квартиры и так далее», то это то, от чего люди получают удовольствие. Вторая проблема – человек, находясь на этапе лечения, или начиная его, или заканчивая это лече- ние, не получает от этого удовольствия. Тог- да почему люди стараются быть здоровыми?
Большинство людей отвечают: «Чтобы быть счастливыми, чтобы получать удовольствие от жизни, чтобы повышать качество своей жизни». И это все правильно, но это все аб- страктно. Я пытаюсь конкретизировать во- прос: «А почему вы не можете себе позволить, например, завтра заболеть?» Вот это реалии, и каждый в этот момент отвечает совершенно другое: «Я не могу завтра заболеть потому, что мне нужно отвести ребенка». И вот только в этот момент абсолютно четко для себя чело- век понимает, почему он не может заболеть, почему он старается быть здоровым. Он на- чинает ощущать в этот момент потребность в здоровье. Надо почаще возвращать людей в реальность. А СМИ этим не занимаются

 

– Тогда одной из задач доктора, и стоматолога в частности, является возвращение людей в реальность?

 

– Конечно. Возвращаться в реальность в стоматологии – это когда у человека отсутствуют зубы и это для него означает, что он не может нормально есть. И человек это очень хорошо понимает, и это значит, что ему не всегда комфортно, например, когда он ездит на шашлыки и ему хочется мяса, но он не может его пережевать.
.

– Часто пациенты из лучших побуждений говорят, что они полностью доверяют вра- чу, и кто тогда несет ответственность?

 

– При любом лечении в стоматологии ответственность за лечение всегда несут обе стороны. Как и во всем. Почему ответственность всегда двухсторонняя? Да потому, что она касается двух сторон: пациент не сторонний наблюдатель процесса, он участник этого процесса – врач всегда согласовывает с ним свои предложения по лечению. И как участник пациент тоже обязан отвечать за этот процесс. Но про процесс лечения врач должен говорить простым, понятным языком. Не надо прибегать к непонятной терминологии. Ведь очень многие пациенты боятся того, что они просто не поймут, что им рассказывают. Поэтому они соглашаются. Но наша с вами задача – обязательно донести до пациента информацию, по одной
простой причине: это касается его здоровья. Основная задача – не быстрее согласиться и решить, что все, пациент согласен, пациент готов и можно все делать, а донести информацию. Чтобы выбор пациента был осознанным. Я считаю, что консультация для пациента является самым важным процессом. На консультации решается абсолютно все: доктор рассказывает о возможности, доктор ставит диагноз, доктор показывает варианты лечения и так далее. И в момент консультации возникает ответственность доктора.

 

– Почему люди ждут, когда у них что-нибудь заболит, и только тогда обращаются к доктору?

 

– Это можно отчасти отнести к менталитету. С другой стороны, визит к доктору не приносит удовольствия. Люди больше любят совершать действия, которые приносят им удовольствие. Я быстрее найду время сходить в ресторан со своими друзьями, я быстрее найду время сходить с семьей покататься на лыжах, нежели пойти к стоматологу. Ведь, как правило, это в рамках приоритетов. И если в приоритетах оценка здоровья, в том числе и стоматологического, не в первых рядах, то срабатывают два фактора. Первый – это не приносит удовольствия, а второй– это менталитет и культура, которой у нас, к сожалению, сегодня не хватает.

 

У россиян бытует мнение, что врач- стоматолог вовсе не врач. Почему такое мнение сложилось и меняется ли оно по прошествии времени?

 

– Если взять исторически, то стоматологи находились в одной и той же епархии с цирюльниками. Откуда это пошло и почему так
 исторически складывалось, трудно ответить. Другой момент – конечно, сегодня наблюдается тенденция к смене такого мнения. Да, может быть, не в полном объеме, да, может быть, несущественно, как мы этого хотим, но прогресс есть. Но показательно, как пациент воспринимает врача. Наглядная ситуация – невыполнение рекомендаций врача-стоматолога. Когда врач-стоматолог говорит – приходи каждые полгода, а пациенты не приходят. В общей медицине так тоже происходит, и тоже не все выполняют рекомендации, но не
в таком соотношении. К сожалению, таких моментов масса. Здесь важно проводить просветительскую работу.

В своих лекциях вы говорите, что «здоровье зуба всегда равно здоровью, здоровье всегда равно здоровью зуба», поясните, пожалуй- ста, что лежит в этой формуле?

– Все достаточно просто – человек должен задуматься о том, что он руками и ногами пользуется каждый день и зубами пользуется каждыйдень. А то, что зубы – это часть организма, люди не воспринимают всерьез. Они думают, что зубы – это нечто отдельное от организма, но вся челюстно-лицевая система настолько связана внутри с огромным количеством других систем организма. Вот когда люди будут это осознавать, не поверхностно, а очень четко, тогда и изменится их отношение к собствен- ным зубам и собственному здоровью.

 

– Есть мнение, что каждый зуб связан с конкретным органом.

 

– Ничего однозначно не могу сказать. Одно могу сказать точно – человек, который позволя- ет себе не заботиться о состоянии полости рта, должен задуматься над следующим вопросом: «Готов ли я так же легко отказаться от приема пищи?»  Потому что если не будет зубов или они будут больные, то это первый признак того, что нужно переставать кушать. Я сомневаюсь, что люди легко откажутся от еды, потому что это жизненно необходимо.

 

– Поделитесь с нашими читателями советами – как выбрать себе врача-стоматолога и клинику, на что нужно обратить внимание?

 

– Я вам скажу так – научить пациентов правильно выбирать клинику, наверное, невозможно. Невозможно, потому что у каждого будут свои критерии оценки. Но можно научить людеий требовать в стоматологических клиниках прозрачные критерии – это адекватный уровень консультации и диагностики. Консультация и диагностика являются основополагающими при выборе. Благодаря тому, как доктор умеет консультировать, начинает складываться некая объективная и отчасти субъективная оценка, более или менее отвечающая требованиям пациента. Потому что качественная консультация – это понятно всегда.

Даже если человек не будет лечиться, качественная консультация в любом случае должна быть проведена. Пациент должен точно знать, что с ним происходит на сегодняшний день, его состояние стоматологического здоровья. А дальше у него есть право выбора – занимать- ся своим здоровьем или нет.

 

– Девиз нашего центра – «Жизнь с улыбкой».  А вы живете с улыбкой?

 

– Знаете, я вообще всегда живу с улыбкой. С детства мне все говорили, что я всегда улыбаюсь. То, с чего мы с вами начали, – когда ты любишь жить, когда ты получаешь удовольствие, то тебе не надо задумываться о том, улыбаться тебе или нет. Ты просто все время улыбаешься. Поэтому улыбка – это часть твоих ощущений, улыбка становится частью жизни. Конечно, мы начинаем в этот момент обращать внимание на то, хорошая ли у нас улыбка, чтобы не получилась ситуация, когда ты счастлив, а показать этого не можешь. Почему люди идут делать отбеливание? Например, они пытаются всячески показать, что у них красивая улыбка. Потому что красивая улыбка – это то, что видят все другие со стороны. Это абсолютно меняет собственные ощущения. Девиз правильный, жить нужно с улыбкой. И, конечно, чтобы это была красивая улыбка.